Николай Пундик: Давайте жить дружно? Нет, просто «давайте жить…»

Потому что «заставить дружить» невозможно. Это в природе человека – противопоставлять себя окружающему миру. А поскольку «одному против всех» - это страшно, то и ищет человек свою группу, которая теоретически его обогреет, защитит, поможет… И самый надежный критерий близости – это кровное родство или хотя бы общность происхождения. Так было во все века, так и будет. Какой бы шелухой либертианства, демократии или гуманизма не покрывали какую-нибудь личность или какой-либо коллектив, все равно, это лишь тонкий слой теплой воды над бешеными ледяными глубинами инстинктов, желаний и потребностей. Подует ветер, снесет шелуху и опять прорвется вечное противостояние «свой – чужой», «наши лучшие» и, как вывод, «чужаков надо уничтожать».

Чтобы выжить, человечество всю свою историю искало пути обуздания кровожадных «инстинктов противостояния». Каких только теорий не навыдумывала «просвещенная Европа» и ее духовные дети за океанами!

Предлагают «плавильный котел»: когда все народы смешиваются и «на выходе» создают новое качество. Но не получилось. Ни когда-то в СССР с его «новой общностью – советским народом». Ни сейчас в Европе с их «европейской идентичностью».

Предлагали «государственный мультикультурализм»: когда в государстве народности параллельно сосуществуют, взаимообогащают и развивают друг друга. Тоже получается не очень. Ну вот не хотят афро-азиатские мигранты в Европе «сосуществовать» с белыми аборигенами Старого Света. Хотя «пообогащаться» или там, девочку «в круг» взять на Рождество – так это «всегда пожалуйста».

Придумали даже «толерантность», когда те, чьи действия СОВЕРШЕННО не совпадают с местными традициями вообще не встречают сопротивления. Но как-то забыли, что даже в биологии абсолютная толерантность организма означает состояние СМЕРТИ, а государство – это тоже организм.

Настоящее государство может заставить своих граждан соблюдать правила дорожного движения или не убивать без команды себе подобных. Оно может заставить даже платить налоги. Если не всех, то большинство – для остальных тюрьмы никто не отменял. Но без решения вопроса: в каком формате будут в нем сосуществовать люди разных народностей? – такое государство обречено на гибель. Даже если сто раз провозгласит создание «политической нации», о которой я уже писал.

Искать надо сейчас и быстро… Потому что уже произошло немыслимое: люди, которые еще несколько лет назад вместе делили кров и хлеб смотрят друг на друга сквозь прорезь прицела. Соседи посмотрели, посмотрели – да и отгородились от нас прочной стеной неприятия (не только «восточный сосед», но и Польша, да Румыния с Венгрией и Словакией).

Искать надо у всех… Ведь есть, все-таки, примеры «умного сосуществования». Путешествуя по Америке, я проехал через город Бисмарк, столицу Северной Дакоты. И поразился: большая часть всех публичных надписей была на немецком языке. «А что ты хочешь? – сказали мне, - Это исторически, здесь еще с позапрошлого века селились немцы. Немецкий здесь и второй официальный язык, а как можно по-другому?». В тот момент, помнится, я подумал: «Все-таки прав был Черчилль, заметив, что американцы всегда примут верное решение после того как испробуют все остальные».

А «как можно по-другому» сейчас показывает Украина. Каждый день… На востоке убивают, Институт национальной памяти рушит (уже разрушил) памятники, а в парламенте и прессе требуют «поиска и наказания врагов». С таким сценарием можно досидеть срок своего президентства или свою каденцию в парламенте, но выжить в стране, тем более в недружественном окружении, НЕВОЗМОЖНО.

И поскольку моя цель – это не описание недуга, а рецепты излечения болезни, то позволю себе дать второй (после «экономический национализм в условиях политической нации в государстве») рецепт: «внутригосударственный культурный интернационализм».

Владимир Вятрович может не подскакивать в негодовании - это идея не коммунистов, а англичанина Ричарда Кобдена, воплощенная в жизнь социал-демократами из 13-ти европейских стран, плюс США. И речь не о «пролетарском интернационализме» (он выродился вместе с СССР». И даже не об «экономическом интернационализме» (он давно уже переродился в глобализм).

Речь идет о праве любой этнической группы (племени, народности) внутри многонациональной страны на:

- свободное и безопасное почитание своей истории и своих героев;

- свободное и безопасное развитие своих культурных традиций;

- свободное и безопасное развитие своего языка,

и все это при противодействии государственного аппарата (в том числе и аппарата насилия) любым попыткам доминирования какой-либо из культурно-этнических групп.

То есть основой задачей государства должно быт формирование этно-культурной конкуренции (ведь без нее невозможно развитие), а уж никак не этно-культурного противостояния, и не этно-культурного доминирования. Потому что «культурное противостояние» НЕИЗБЕЖНО со временем выльется в политическое. А уж этого Украина за последние годы нахлебалась вдосталь. А «культурное» доминирование автоматически создает из всех прочих оппонентов, диссидентов, врагов.

Именно «культурный интернационализм» является необходимым условием создания «политической нации». Потому что только знакомство с инонациональной культурой, при возможности безопасного следования своей, позволяет - с удовольствием, с позитивом и без недоверия – положительно ответить на основной вопрос «ежедневного полит-национального плебисцита»: «Желаете ли вы жить вместе». Когда при ответе в подсознании будет прочно сидеть: «Мне не беспокоит, что я – украинец, он – татарин, она – русская, а рядом молдаванин стоит. О, а вон еще гражданин пробежал – будущий лауреат Нобелевской премии». Кстати, из шести лауреатов Нобеля, которых дала миру украинская земля, все – Мечников, Ваксман, Агнон, Кузнец, Гофман и Шарпак – евреи.

Мне могут сказать: «Подумаешь, открыл Америку! Все это уже бывало». Да, бывало. И даже в истории Украины. «Пролетарский интернационализм» в СССР был пусть ущербной, пусть неполной, но попыткой упорядочить межнациональные отношения в большой стране. Хотя культура тогда официально была «в остаточном принципе», тогдашняя власть тратила на ее развитие немалые (по сравнению с сегодняшним днем) средства. Поддержка творческих союзов, подготовка кадров всех направлений искусства и культуры была реальным государственным приоритетом. И, что главное, у нас было чем гордиться - хор Веревки, ансамбль Вирского, киевское и одесское кино, Нина Матвиенко и София Ротару, многие другие – это что, плохо получилось? И много ли величин такого уровня появилось в Украине за последние четверть века? Да кроме «Океана Эльзы» мне и вспомнить-то нечего…

Похожие новости

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0