Как министр Омелян без инженера Маска «начал»…

«Если вы хотите изменить мир, сначала заправьте свою кровать».

 

Уж не знаю, «с нами» ли Америка или Америка «себе на уме», но эту фразу адмирала Уильяма Гарри Макрейвена, в свое время главкома войск специального назначения США, многим политикам современной Украины следовало бы вбить в мозги. Если не через голову, то через зад. Тогда и страна в большей безопасности будет.

 

Сначала о великом…

 

Возможно историки будущего (если у человечества есть будущее) назовут июль 2012 года судьбоносным.  Именно тогда, на одном из интеллектуальных сборищ в калифорнийской Санта-Монике, гений инженерии и венчурного (привлеченного) капитала, визионер Элон Маск впервые публично озвучил идею ГИПЕРЛУПа (HYPERLOOP, «гиперпетля»), нового типа транспорта. Пятого, после морского, железнодорожного, автомобильного и авиации. Впоследствии Маск определил свое детище как «перекресток между Конкордом, рельсотроном и аэрохоккеем».  По сути это транспортировка пассажиров и грузов, движущихся в специальных капсулах по замкнутой в петлю трубе с  очень низким давлением. Зато с очень высокой скоростью, более 600 миль (965 км) в час.

Элона Маска часто называют «визионером», а это слово можно перевести и как «провидец», и как «фантазер».  Озарение это или фантазия – покажет ближайшее будущее, а пока под реализацию идеи собрались очень мощные команды. Именно «собрались», поскольку в 2013 году Маск отдал концепцию ГИПЕРЛУПа в общее пользование, опубликовав в 2013 году «Белый меморандум» под названием «Гиперлуп-альфа» (Hyperloop Alpha white paper), который был предназначен тем, «кто имеет техническую подготовку (background)».

Таких оказалось много. От миллиардера и тоже визионера Ричарда Бренсона (это тот, кого бизнес-сообщество называет «хулиганом в раю») до политтехнолога Джима Мессины (это тот, о котором еще недавно, при Обаме, говорили как о ««самым влиятельным человеком в Вашингтоне, о котором вы не слышали»).  И в итоге сейчас развитием ГИПЕРЛУПа занимаются несколько очень серьезных фирм: американские Hyperloop One, Hyperloop Transportation Technologies и Arrivo, канадская TransPod, индийская DGWHyperloop, испанская Zeleros, etc. И даже россияне мощно вошли в Hyperloop One (Шермана Пишевара и Ричарда Бренсона), поскольку у них есть «один большой проект: Китай — Казахстан — Россия — Европа. Суммарно это 10 тысяч км.

«Мы сделали сравнение со всеми существующими видами транспорта: с обычной железной дорогой, с авиационным сообщением, с морским сообщением — Hyperloop по всем параметрам выглядит лучше». Это мнение владельца венчурного фонда Caspian VC Partners Зиявудина Магомедова (63 место в рейтинге богатейших бизнесменов России), который недавно занял пост сопредседателя совета директоров Hyperloop One.

Будущий успех  «HYPERLOOP» - это еще «бабка надвое сказала». Ведь в истории проектов Элона Маска достаточно провалов, да и экспертной критики в его адрес звучит более, чем достаточно. Но одно можно сказать, не сомневаясь: история проекта началась…

 

В историю можно войти, а можно и вляпаться.

 

А теперь барабанная дробь… В проект входит Украина!          

21 февраля министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировал начало строительства тестовой ветки ГИПЕРЛУП в Днепре. Амбиции хлещут через край. Только эта фраза министра чего стоит: «…Маск опаздывает, мы начинаем без него». Бедный Элон!

Сети взорвались комментариями, в основном ироничными. Но мне почему-то хочется не хохмить, а за голову хвататься. Ведь министр обещает, что «в проекте будет принимать участие компания, которая строит Hyperloop в Мексике — она будет консультировать рабочую группу».

А господин министр знает, что «компания, которая строит Hyperloop в Мексике» - это концорциум   Mexloop, который будет строить «петлю»  потому, что выиграл конкурс Hyperloop One Global Challenge с проектом «трубы» от Мехико до Гвадалахары. На конкурс было подано 2 600 предложений. Из них выбрали 35 «наиболее сильных». А потом команда экспертов выбрала десять маршрутов-победителей: четыре из США, два из Англии, два из Индии, канадский и мексиканский – с ними Hyperloop One и  будет работать. Украины среди них нет…

А господин министр знает, что модель компании Hyperloop One — IP-провайдер (intellectual property)? Иными словами, она продает права на использование своих запатентованных технологических решений. На сегодняшний день есть уже порядка 10–12 патентов, и выручка компании будет строиться именно на продаже использования этих прав.  ПРОДАЖЕ, а не каких-то «консультациях».

А господин министр знает, что сам Элон Маск в 2013 году оценил стоимость ГИПЕРЛУПа от Лос-Анжелоса до Сан-Франциско (617 километров) в шесть миллиардов долларов? Сейчас, в 2017-м это уже гораздо дороже… Откуда тогда взялась стоимость гиперлуп-проекта «Киев-Одесса» (476 км.) в 3,6 миллиарда? Или все патенты предполагается получить бесплатно? Или в этой смете «миллиард туда, миллиард сюда» - это мелочь, внимания не стоящая?

А господин министр просчитал экономическую выгоду от ГИПЕРЛУПа именно в Украине? Вопрос не праздный, поскольку в самой компании  Hyperloop One ответа на него не знают, заявляя лишь, что «цель состоит в том, чтобы сделать его доступным для всех». А экспертам отечественного разлива доверять как-то образование не позволяет. А что, господин министр всерьез воспринимает «экспертную оценку» Украинского института будущего, в соответствии с которой цена билета на маршруте Киев – Одесса определена в диапазоне между 19,9 и 168,6 (!!!) долларов? При этом учтите – бизнес-класса там нет, цена для всех одна.

Таких «а знает ли господин министр?» может быть очень много. Но у меня почему-то все вопросы вытесняют воспоминания о позорном и памятном многим LNG-терминале в Одессе. Тогда Украина тоже «вляпалась в историю»…

Помните, как один видный киевский чиновник, председатель Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив точно так же бодро докладывал, что терминалу сжиженного газа в Одессе быть и инвестор, испанская Gas Natural Fenosa,  уже есть.  Потом оказалось, что подписант с испанской стороны оказался лыжным инструктором, а в «Фенозе» смотрели на нас, как на придурков. Но тогда Украина хотя бы деньги не потеряла, а сейчас «цена вопроса» - три с половиной миллиарда долларов.

 

И вообще: «министр, заправьте кровать!»

История украинских логистических проектов напоминает проскрипции (в древнем Риме – список подлежащих смерти). Помянем же:

Газо-транспортная система Украины. Последние четыре года транзит через украинскую ГТС постоянно растет: с 62,2 миллиарда кубометров в 2014 году до 93,45 миллиарда в 2017-м. Но это особо не радует. И вот почему: еще в 2015 году российский премьер Медведев заметил, что «контракт на транзит российского газа заканчивается в конце 2019 года, а точнее — в 10 часов утра 1 января 2020 года. Если срок его действия не будет продлён, у нас не будет нормативной правовой базы для дальнейших поставок газа через Украину».

И сказать, что для России нашей трубе нет альтернативы нельзя.

С 1999 года заработал газопровод «Ямал-Европа», пропускной способностью 32 миллиардов кубометров газа.

В 2003 году поставки в Турцию начал газопровод «Голубой поток», мощностью 19 миллиардов кубометров.

В 2012 году вошел в строй российский «Северный поток-1», мощностью в 55 миллиардов кубов.

Пусть и с политическими задержками, но строится «Турецкий поток», который будет состоять из четырех труб, мощностью 15,75 млрд. м2 каждая.

Похоже, что Россия все-таки «додавила» Европу, и «Северный поток-2» (55 миллиардов в год) будет строиться.

Итого за два десятка лет Россия протянула (или начала строить) пять газовых «потоков», общей пропускной способностью 214 миллиардов кубометров. И это не «дополнительные», это «компенсирующие» газопроводы.

Ни для кого не секрет, что газопроводы стали политическим оружием в российско-украинском конфликте. И в этих условиях наша газо-транспортная система может пострадать в первую очередь.

Поезд «Шелкового пути». 15 января 2016 года Украина начала провальный опыт железнодорожного сообщения с Китаем – через четыре границы (Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай) и два моря. Но он даже не дошел до китайского Урумчи. Прибыв 31 января (с опозданием на трое суток) на станцию Достык в Казахстане, он простоял там более двух месяцев. И в итоге пустым (!!!) вернулся обратно в Ильичевск 19 апреля 2016 года.

Государственную политику в отрасли железнодорожного транспорта формирует соответствующий департамент Министерства инфраструктуры Украины. Министром в начале 2016 года был Андрей Пивоварский, заместителем министра и  руководителем аппарата – Владимир Омелян.

В настоящее время существует уже 11 международных маршрутов, которые были запущены китайской стороной в рамках проекта международных железнодорожных грузоперевозок Китай — Европа. Все они проходят через Россию, Польшу, Казахстан и Германию. И все они проходят мимо Украины.

А ведь кроме железной дороги есть еще авиация, авто и морской транспорт – все те виды транспорта, которые предшествовали ГИПЕРЛУПу. Но, не сделав ничего видимого для существующей инфраструктуры, министр Омелян берется за высокие технологии и решает внедрять высокие транспортные технологии! Ну, как тут не вспомнить адмирала Макрейвена. Хотя министру Омеляну еще лучше было бы начать со взгляда на сортир любого плацкартного вагона в поезде украинского формирования. Сделать вывод, а потом уж менять мир.

 

Постскриптум.

А что до ГИПЕРЛУПа в Украине, в исполнении нынешних «профессионалов» и «экспертов», то – слов нет! Есть только стихи пока еще «недекоммунизированного» Александра Сергеевича:

От радости в постеле

Расплакался дитя:

«Неужто в самом деле?

Неужто не шутя?»

А мать ему: «Бай-бай! закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Рассказывает сказки»

Добавить комментарий

Автору будет очень приятно узнать обратную связь о своей новости.

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Комментариев 0